AR 2014
EN

Инструменты

Управление рисками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности, Компания осуществляет в соответствии с Политикой управления рисками, новая редакция которой утверждена Советом директоров Общества (протокол от 20.08.2014 № 18/14).

Ниже приведена карта рисков МРСК Центра с указанием уровня значимости риска, которая является комбинацией вероятности наступления риска и величины последствий для Общества в денежном и ином выражении, а также динамики значимости риска по сравнению с 2013 г. и в течение 2014 г.

Карта рисков МРСК Центра

Карта рисков МРСК Центра

Оценка значимости рисков МРСК Центра

Уровень значимости риска Динамика значимости риска
Критический Значимый Умеренный Рост значимости риска Снижение значимости риска
№ п/п Наименование риска Описание риска Мероприятия по минимизации последствий риска Оценка значимости риска и динамика
Отраслевые риски
1 Эксплуатационные (производственные) риски Риски, связанные c недостаточным финансированием программы ремонта и технического обслуживания и инвестиционной программы, физическим износом, нарушением условий эксплуатации и критическим изменением параметров работы электросетевого оборудования, что может привести к выходу из строя (авариям) электрооборудования и разрушению сооружений

В целях минимизации последствий производственных рисков все основные производственные объекты Общества застрахованы. Кроме того, осуществляется целый комплекс мер по обеспечению надежности оборудования и сооружений на должном уровне:

  1. Внедрена и используется автоматизированная система управления производственными активами, призванная оптимизировать процессы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта электросетевых активов, а также упорядочить инвестиционную деятельность.
  2. Для снижения уровня износа проводится модернизация электроэнергетических мощностей на основании внедрения инновационного энергетического оборудования.
  3. Для обеспечения системной надежности разработана и реализуется многолетняя целевая программа надежности.
  4. Проводится тендерный отбор сервисных и снабженческих организаций в целях повышения качества предоставляемых услуг и материалов, ответственности контрагентов и снижения удельных затрат.

Управление рисками в области соблюдения требований промышленной безопасности Общества обеспечивается соблюдением федерального законодательства в области промышленной безопасности, а также системой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности

2 Риски, связанные с государственным регулированием тарифов на оказываемые услуги Передача электроэнергии по распределительным сетям, а также технологическое присоединение к электрическим сетям являются регулируемыми государством видами деятельности. Таким образом, утверждение регулирующими органами уровней тарифов на услуги Общества прямо влияет на величину полученной выручки

Для минимизации рисков применяются следующие меры:

  1. Проводится работа с органами регулирования тарифов субъектов Российской Федерации по обеспечению компенсации «выпадающих доходов» сетевых организаций, обусловленных реализацией ФЗ № 308-ФЗ, за счет обеспечения дополнительного сверх прогноза Минэкономразвития прироста тарифов по прочим потребителям.
  2. На постоянной основе проводится работа по экономическому обоснованию затрат, включаемых в тарифы, в том числе по включению в тарифы «выпадающих доходов» прошлых периодов.
  3. Проводится системная работа по сокращению издержек и оптимизации инвестиционной программы.
  4. 4. Совместно с Федеральной службой по тарифам и органами регулирования тарифов субъектов Российской Федерации реализуются мероприятия по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере ценообразования на услуги естественных монополий в целях учета интересов распределительных сетевых компаний при установлении тарифов на розничном рынке
3 Экологические риски Экологические риски заключаются в возможных вредных выбросах от стационарных установок и транспортных систем. При отсутствии маслоприемных устройств на подстанциях экологические риски также могут быть выражены в возможности попадания трансформаторного масла с поверхностными сточными водами в реки и озера, что может привести к загрязнению нефтепродуктами водоемов рыбохозяйственного значения

Инструментом снижения экологических рисков служит утвержденная Советом директоров Экологическая политика МРСК Центра, цель которой — повышение уровня экологической безопасности за счет обеспечения надежного и экологически безопасного транспорта и распределения энергии, комплексного подхода к использованию природных энергетических ресурсов. В рамках реализации экологической политики большое значение уделяется работе по обращению с отходами различных классов опасности, что значительно снижает риск негативного воздействия токсичных веществ на почву и, как следствие, на здоровье человека.

Снижению экологических рисков способствует реализация в МРСК Центра многолетней перспективной программы по замене в распределительных сетях 6–10 кВ масляных выключателей на вакуумные и установке реклоузеров, что снижает технологические обороты диэлектрических масел и исключает попадание их в окружающую среду и необходимость несения затрат на утилизацию отработавших масел.

В ходе реализации мероприятий, предусмотренных перспективной программой технического перевооружения и реконструкции, Обществом осуществляется замена элементов и узлов электрооборудования на современные, конструкция которых обеспечивает высокую экологическую безопасность производства

4 Риски недополучения доходов, связанные с платежной дисциплиной энергосбытовых компаний Вероятность увеличения дебиторской задолженности в связи с нарушением платежной дисциплины конечных потребителей электрической энергии и необходимость привлечения дополнительных кредитных ресурсов. Существует риск недостаточности денежных средств на счетах Общества в связи с наличием временных кассовых разрывов между получением денежных средств от сбытовой компании и необходимостью финансирования текущих операций Для снижения вероятности данного риска и минимизации последствий его реализации менеджмент осуществляет работу по проведению взвешенной кредитной политики, политики по управлению дебиторской задолженностью, направленной на оптимизацию ее размера и инкассацию долга. Также Обществом проводится претензионно-исковая работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности, реализуется политика заключения прямых договоров с потребителями электроэнергии
5 Риск неопределенности предельных объемов оказания услуг по передаче электрической энергии Риск выражается следующими обстоятельствами:
  • отсутствие в некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях актуальных планов экономического развития с указанием динамики роста электропотребления на определенный период;
  • вероятность снижения потребления электроэнергии российской экономикой в целом в связи с принятием Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ и внедрением социальной нормы потребления;
  • снижение объема потребления электроэнергии российской экономикой в случае наступления экономической рецессии/кризиса;
  • снижение потребления электроэнергии в связи со спадом рынков сбыта крупнейших промышленных потребителей;
  • снижение фактической мощности потребителей в связи с изменением графика нагрузки потреб- ления в течение суток (перевод нагрузки на ночные часы без уменьшения объемов потребления)
Минимизация данного риска осуществляется посредством следующих мероприятий:
  • работа с государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по формированию планов экономического развития региона в средне- и долгосрочной перспективе;
  • диверсификация портфеля услуг Общества
6 Риски, связанные с нехваткой квалифицированных специалистов в отрасли В настоящее время сокращается приток в отрасль квалифицированного производственного персонала. При сохранении текущих темпов сокращения притока персонала Общество может столкнуться с нехваткой квалифицированного производственного персонала в регионах присутствия В целях минимизации вероятности данного риска Обществом проводятся следующие мероприятия:
  • поддержка отраслевых средних и высших профессиональных отраслевых учебных заведений в регионах присутствия, создание и финансовая поддержка программ по подготовке специалистов в области электроэнергетики с последующим гарантированным трудоустройством подготовленных специалистов;
  • реализация программ по повышению мотивации и сокращению объемов текучести персонала, внедрение методов нематериальной мотивации
Страновые и региональные риски
7 Страновые риски Финансовые проблемы или обостренное восприятие рисков инвестирования в страны с развивающейся экономикой снизили объем иностранных инвестиций в Россию, вызвали отток иностранного капитала и оказали отрицательное воздействие на российскую экономику. Кроме того, российская экономика особо уязвима перед изменениями мировых цен на природный газ и нефть. Также сохраняется проблема с транзитом российского газа в страны Европы через территорию Украины. Остается проблемой и динамика роста цен на потребительскую продукцию в стране. Резкое повышение Банком России ключевой ставки существенно удорожило привлечение заемных средств. Все эти события могут ограничить доступ МРСК Центра к капиталу и оказать неблагоприятное воздействие на покупательную способность потребителей продукции. Также в настоящее время Правительство Российской Федерации реализует политику сдерживания роста тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, что может привести к недофинансированию инвестиционной программы Общества. Кроме того, в среднесрочной перспективе ожидается изменение законодательной базы в части комплекса мер по решению проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

В настоящее время суверенный рейтинг Российской Федерации снизился в связи с текущей экономической ситуацией и находится на уровне «BBB» (в национальной валюте, Standard & Poor’s) — уровень прогноза «Негативный» «BBB-» (Fitch) — уровень прогноза «Негативный» и «Baa3» (Moody’s) — уровень прогноза «Негативный»

В рамках минимизации риска МРСК Центра проводит работу по сокращению внутренних издержек и оптимизации инвестиционной программы, проводит взвешенную политику в области привлечения заемных средств.

Политические риски неподконтрольны Обществу из-за их масштаба, но в рамках их минимизации Общество ведет активную работу с вышестоящими и регулирующими организациями в общих интересах развития отрасли

8 Региональные риски Региональные риски в деятельности МРСК Центра в основном сводятся к следующим:
  • непринятие уполномоченными государственными органами по установлению тарифов части экономически обоснованных расходов, заявленных Обществом для включения в тариф;
  • снижение потребления электроэнергии крупными промышленными предприятиями регионов;
  • возможная смена руководства регионов с последующим изменением сложившейся модели отношений.

Основными последствиями для деятельности Общества при наступлении данных рисков являются: установление уровня региональных тарифов ниже экономически обоснованного уровня, отсутствие поддержки региональными властями интеграции МРСК Центра с муниципальными электросетевыми активами.

Географические особенности региона, в котором Общество осуществляет свою деятельность, предполагают риск возникновения стихийных бедствий в осенне-зимний период (ОЗП)

Для снижения влияния региональных рисков на реализацию инвестиционной программы Общество взаимодействует с государственными органами и иными стейкхолдерами в целях контроля и управления выбором стейкхолдеров в отношении их действий в связи с инвестиционными проектами Общества. Обществом проводятся мероприятия по оптимизации финансирования инвестиционной программы за счет сокращения внутренних издержек.

Также Общество ведет работу по согласованию долгосрочных программ развития регионов в зонах деятельности филиалов Общества с региональными и местными органами власти, взаимодействует с вышестоящими организациями по вопросам деятельности в регионах. Обществом реализуется комплекс мер по подготовке сетевого комплекса к осенне-зимнему периоду, каждый филиал сертифицируется на готовность к ОЗП.

На постоянной основе ведутся работы по снижению временного периода, необходимого для оперативной ликвидации последствий стихии в осенне-зимний период.

Менеджмент в обязательном порядке предоставляет Совету директоров отчет о подготовке к работе в осенне-зимний период, а также отчет об итогах прохождения ОЗП

Финансовые риски
9 Инфляционные риски Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Общества может быть связано с потерями реальной стоимости дебиторской задолженности, увеличением процентов к уплате по заемному капиталу, увеличением стоимости строительства объектов инвестиционной программы Существующий в настоящий момент уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение Общества. В соответствии с планами Банка России по сдерживанию инфляции и ее прогнозными значениями на ближайший период инфляция не должна оказать существенного влияния на финансовые результаты Общества
10 Валютные риски Неблагоприятное изменение курсов иностранной валюты к рублю может повлиять на показатели операционной и инвестиционной эффективности Общества Валютные риски не оказывают значительного воздействия на Общество в связи с тем, что расчеты с контрагентами осуществляются исключительно в валюте Российской Федерации. Тем не менее, учитывая, что номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют может привести к удорожанию закупаемой продукции. В этой связи Общество проводит политику, направленную на импортозамещение и заключение долгосрочных соглашений, не предусматривающих рост цены на закупаемую продукцию
11 Процентные риски Динамика изменения ставки рефинансирования Банка России отражает состояние макроэкономической ситуации в экономике и оказывает влияние на стоимость привлечения кредитных ресурсов. Повышение ставок по привлекаемым кредитам может привести к незапланированному увеличению расходов по обслуживанию долга Общества В целях снижения процентного риска Общество проводит взвешенную кредитную политику, направленную на оптимизацию структуры кредитного портфеля и минимизацию затрат по обслуживанию долга
12 Риски ликвидности Деятельность Общества подвержена влиянию факторов рисков, которые могут привести к снижению ликвидности и финансовой устойчивости Общества. Наиболее значимыми факторами являются перекрестное субсидирование групп потребителей между собой и низкая платежная дисциплина на розничном рынке электроэнергии.

Вследствие реализуемой тарифной политики государства, направленной на сдерживание роста тарифов для населения, увеличивается объем перекрестного субсидирования. Наиболее значимая доля перекрестного субсидирования приходится на крупных потребителей, с которыми заключены договоры «последней мили». Переход крупных промышленных потребителей на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» способствует образованию «выпадающих доходов» Общества.

Низкая платежная дисциплина контрагентов эмитента приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основными факторами, повлиявшими на платежную дисциплину, явились разногласия по заявленной мощности при расчетах с энергосбытовыми компаниями, а также нецелевое использование денежных средств за поставленную электро- энергию энергосбытовыми компаниями, лишенными статуса гарантирующих поставщиков.

В результате реализации указанных факторов риска Общество может оказаться не в состоянии выполнить финансовые и другие ограничительные условия, указанные в кредитных договорах

В целях минимизации данного фактора риска Общество осуществляет мониторинг структуры капитала и определяет оптимальные параметры заимствований, а также принимает меры для оптимизации структуры оборотного капитала
Правовые риски
13 Риски, связанные с изменением налогового законодательства Нормативные акты, регулирующие налоговые правоотношения, нередко содержат нечеткие формулировки либо оперируют терминами, не имеющими конкретного легального определения. Также официальные разъяснения налогового законодательства Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службой Российской Федерации не всегда бывают представлены в необходимом объеме.

Формирование правил и механизмов подготовки и предоставления налоговой отчетности находится в компетенции налоговых органов, имеющих право производить доначисление сумм налогов и сборов, начислять суммы пени, налагать значительные штрафы, вследствие чего налоговые риски существенно увеличиваются. Общество в полной мере соблюдает налоговое законодательство, касающееся его деятельности

В случае внесения изменений в действующие порядок и условия налогообложения Общество намерено планировать свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом этих изменений
Риски, связанные с деятельностью Общества
14 Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует Общество В 2013 г. ряд сбытовых компаний, осуществляющих свою деятельность в регионах присутствия МРСК Центра и являющихся потребителями услуг Общества, были лишены статуса гарантирующего поставщика. В связи с неплатежеспособностью в отношении указанных организаций были возбуждены дела о несостоятельности (банкротстве) по заявлениям как кредиторов, так и самих должников В рамках данных дел МРСК Центра заявлены требования о включении в реестр требований кредиторов задолженности сбытовой компании перед Обществом. Однако удовлетворение требований Общества в рамках процедуры банкротства в полном объеме за счет конкурсной массы является маловероятным
Наверх